Паруса будут жить,
пока живет
любовь к морю
Рассказ о вихре приключений, который в очередной раз пережили участники регаты «Кабестан»
Редкие майские я провожу в разъездах, но в этот раз тихую природу калужской дачи я с удовольствием променяла на солнечную и уже очень теплую Хорватию. Здесь, на водах Адриатического моря, уже который год собирается самая крупная русскоязычная регата по имени «Кабестан».
Регата — это не просто соревнование парусных лодок на скорость. Прежде всего это соревнование с самой природой. Чтобы двигаться по морю и победить, нужно суметь подчинить себе ветер. Каким бы этот ветер ни был: тихим или порывистым, попутным или встречным. Умелый моряк из любого ветра сумеет сделать силу, движущую его лодку в нужном направлении быстрее других. У каждого судна есть мотор, но от старта до финиша лодки идут только на силе ветра и ума.
«Кабестан» в этом году собрал пять сотен участников, большинство из которых никогда раньше не занимались яхтенным спортом и понятия не имели, чем грот отличается от стакселя. Это все-таки любительская сходка: достаточно одного опытного шкипера на лодку, а всем премудростям морского дела свежеиспеченные матросы учатся сразу в боевых условиях.
Всю неделю, пока длится регата, участники живут прямо на лодках. В течение дня идет гонка, а к вечеру все 63 судна собираются вместе в одной марине (гавани) и выстраиваются вдоль причала, становясь бок о бок друг к другу. Получается целый городок: каждая лодка как отдельный домик со своим бытом и хозяйством.
Утро на «Кабестане» начинается с занятия пилатесом прямо у моря. Таня, тренер регаты, приносит большую сумку с ковриками на причал и дает классную гимнастику на растяжку для всех желающих. После может случиться урок танцев, что тоже очень бодрит утром и эмоционально заряжает. Особенно если партнер — огонь.
Гонки стартуют в районе 11 утра. Точка старта редко известна заранее, ее обозначают судьи по рации за час-полтора до стартового сигнала и отправляются расставлять яркие оранжевые буйки. Этот спорт зависит от ветра, так что на его направление и ориентируются, составляя маршрут гонки нового дня.
И вот лодка за лодкой покидают марину. Сначала на моторах, но почти сразу начинается движуха: нужно поднять паруса. Сперва поднимают грот, тот, что ближе к корме. Одни развязывают его чехол, другие тянут веревки. Этот парус позволяет яхте ходить под любым углом к ветру. А когда лодка покидает тихую безветренную территорию гавани, поднимают главный движущий парус — стаксель. Он работает как крыло самолета, только стоит вертикально. Пора глушить мотор и кружиться с другими лодочками в предстартовом вальсе.
Все лодки разделены на пять дивизионов по длине корпуса, и команды соревнуются внутри своего дивизиона. На «Кабестане» два вида гонок: дистанция и по знакам. Дистанция — это длинный переход из точки А в точку Б. А в гонке по знакам короткий маршрут, на котором нужно обогнуть расставленные на море буи один или несколько раз.
Эти гонки разные по темпераменту: первые — долгие и неспешные, повод переместиться в новый городок, посмотреть страну. Вторые — молниеносные и изматывающие. Мне по душе бодрость гонок по знакам, но все-таки приятно, что есть спортивное разнообразие, и каждый день на море приносит новые впечатления. То захлестывают волны, то наслаждаешься видами побережья.
По ветру лодка идет прямо, тут все понятно. Против ветра идти напрямик невозможно, поэтому лодка перемещается по зигзагообразной траектории, галсами. Вот тут-то и начинается спорт. Кто представляет себе гонки на яхтах расслабленным круизом с видом на море, тот сильно заблуждается. Яхтенный спорт и правда спорт, где есть место и смекалке, и физической силе.

Чтобы поменять галс — перейти на новую линию зигзага, — нужно перекинуть на другую сторону стаксель. Одни тянут веревки, другие крутят ручки лебедок, третьи перебегают с борта на борт для откренки, при этом стараются не свалиться в воду. На короткой дистанции такие переходы происходят часто. Только расслабишься, повиснув на леере (трос, натянутый вдоль борта), как снова пора перебираться. Полчаса гонки как пять кругов бегом по стадиону, честное слово!
После гонки команда прибывает в марину с одной только мыслью — отдохнуть. Ну и подкрепиться, конечно. Благо в каждом городке есть множество ресторанчиков со свежими морепродуктами.
Вечером в гавани наступает затишье, только слышно, как мачты постукивают в ветреную погоду. Пока участники отдыхают, судьи принимают и рассматривают протесты (жалобы одной лодки на другую, способные повлиять на результат) и подсчитывают, кто лидирует. Наградные кубки каждый вечер ждут своих героев.
Затишье длится недолго, дальше наступает веселье. Каждый день что-то новое: сегодня живой концерт местной группы на открытом воздухе, завтра вечер деловых знакомств, где каждый желающий делает короткую презентацию о себе и своем деле, а послезавтра маскарад с танцами.
В один день вместо утренней зарядки устроили костюмированную потешную гонку на «тузиках», маленьких резиновых лодочках. По условиям гонки двое из трех в лодке гребут всем, чем можно: сковородками, ракетками и прочими подносами.
Ближе к ночи, если еще остались силы, можно побродить по скрюченным узким улочкам местного городка или послушать, как плещется волна у берега. Устроив себе однажды такой отпуск, каждый рискует заболеть морем.
Понравилось? Расскажи друзьям!

Текст и фото: Дарья Каракулова
Заболела морем.
Instagram:@__daryadarya__
Верстка: Дмитрий Мухин
Заболеет осенью.
Instagram: @teleboy11
Другие лонгриды БигПикчи:
ПОДПИШИСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ
Не дадим тебе скучать...
...и голодать. Всем подписчикам — пицца в подарок и другие бонусы от Додо Пицца.

ПОДПИШИСЬ НА нашу рассылку
Всем подписчикам — пицца в подарок и другие бонусы от Додо Пицца.
© 2018 bigpikcha.ru