Как снимать животных, чтобы им хотелось дать «Оскара»
Лауреаты конкурса Best of Russia в номинации «Природа» рассказывают о своем опыте погружения в дикий мир
Когда мы готовили этот материал, вспомнили старый анекдот, в котором ветеринар пришел к терапевту, услышал вопрос «На что жалуетесь?» и возмутился: «Нет, ну так каждый может!»

Когда снимаешь людей, им можно подробно объяснить, чего хочешь от фотографии. С предметами или архитектурой и вовсе не нужно договариваться. Совсем не то при съемке животных: одни боятся и сторонятся людей, другие и сами могут причинить человеку вред. Как, несмотря ни на что, запечатлеть красоту дикой природы, нам рассказали лауреаты Best of Russia.

1
Максим Русских
Москва

фотограф
Откровенно говоря, история не такая приятная, как вам может показаться. Когда вы видите щенка нерпы — скорее всего, либо его потеряла мама, либо его кто-то нашел. Они живут подо льдом в норах. Когда крепнут, то, конечно, выходят на поверхность сами, но этот нерпенок был довольно маленький, ему месяца два-три.
Нерпу запрещено употреблять в пищу, их очень мало. И когда на нерпу охотятся, маленьких охотники не трогают. Мы шли по Байкалу с командой и увидели нерпенка во льдах — видимо, его уже кто-то нашел и достал. Скорее всего, в семью его бы уже не приняли: у него появился неродной, человеческий запах. Поэтому мы взяли его с собой и привезли лесничему, у которого жили: у него были олени, собаки, еще кто-то. Жизнь там тяжелая, сложно судить, что он дальше с ним делал. История может показаться сказочной — но, к сожалению, я не могу сказать, что этот нерпенок игрался на солнышке и все у него было хорошо.
Людей нерпята абсолютно не боятся: у меня есть даже видео, где он бежит за мной. Ему понравился круглый объектив «фишай», он увидел в нем свое отражение и побежал за ним. И вообще гладился, ласкался — нежный приятный зверь.
Живу я в Москве, но много путешествую, и вот одно из путешествий было на нетуристический север Байкала. Там я снимал суровую российскую действительность — такую, какая она есть — и общался с людьми. Это не то же самое, что прекрасные фотографии Южного Байкала, где куча туристов. Там люди по 40-50 лет живут в одном домике, а в радиусе 50 километров нет вообще никого. Для понимания: тот лесничий, которому мы отдали нерпенка, погиб через девять месяцев, провалился под лед Байкала.
Вообще, я все время езжу в довольно отдаленные части мира: сейчас только вернулся с Ямала, где мы почти пять дней жили в юрте при адском холоде. Снимаю я почти все: мне нравятся и люди, и животные. Я не специализируюсь на том, что езжу в Африку в заповедники, где 50 человек бегают за одним слоником. Мне больше нравится реальная жизнь — то, что происходит сейчас перед вами.

2
Антон Воронин
Воронеж

фотограф
Сову я заметил в сумерках, когда она охотилась на окраине поселка. Решил поискать там сов днем: возможно, где-то поблизости их дневка. Зимним днем совы не охотятся, а дремлют в кроне дерева, чаще всего в кроне ели. Скорее всего, потому, что ель зимой — самое закрытое дерево и там есть где спрятаться. На одной ели как раз и заметил сову, но близко подойти не удалось: сова взлетела. Следом с того же дерева взлетели еще несколько сов. Все, дневка найдена. Периодически заезжал туда, но получались обычные кадры или совы спугивались — не давали подойти. Но одним морозным утром повезло. Увидел сову — она дремала в кроне ели, почти слившись по цвету со стволом. Получилось подойти к ней на 5-6 метров. Сова начала открывать глаза, и я сделал кадр. Солнце светило справа — скорее всего, поэтому ее правый глаз и сощурился.

Хороший метод съемки животных — фотографировать из укрытия (скрадка). Не видя человека, животное ведет себя естественно. Многие птицы не обращают внимания и на звук затвора фотоаппарата. Опыт съемки из скрадка у меня небольшой, в основном снимаю с подхода, то есть подхожу к животному насколько возможно близко и снимаю.
Несколько лет так фотографирую лисят. Молодые лисята очень любопытные и, как и все детеныши, любят поиграть. Снимать их гораздо легче, да и интереснее, чем взрослых лис. Просто ложусь в траву метрах в 10-15 от норы. Утром, как немного разогреет, лисята выходят из норы погреться на солнышке. Первое время поглядывают на меня, когда слышат одиночные щелчки затвора. Главное — не спешить. Минут через 20-30 они привыкают, если повезет — начинают играть, и можно снимать уже небольшими очередями.
Чаще всего съемка заканчивается тревожным тявканьем матери-лисы: она пришла с охоты, а тут такое… Лисята, слыша сигнал тревоги, сразу прячутся в норе, да и я ухожу, чтобы не волновать лисицу понапрасну. Ей еще предстоит одной выкормить 7-8 лисят. Лис-отец уходит рано: кажется, лисята его даже не видят.
К каждому животному нужен свой подход. Я стараюсь как можно больше узнать о животном: особенности поведения, какой образ жизни ведет — дневной или ночной, в каких местах его можно встретить, когда выходит молодняк (этот момент важно не упустить при съемке лисят: когда лисята подрастают, они переходят на ночной образ жизни, их все реже можно увидеть у норы в светлое время суток), насколько животное терпимо к человеку (например, цапли очень осторожные: редко подпускают пешего человека ближе чем на 70-100 метров, а аисты относятся к людям спокойнее). Еще результат съемки напрямую зависит от времени контакта с животным: чем оно больше — тем лучше. Можно лучше понять животное, его повадки и уже предугадывать, что будет в следующий момент.
Я стараюсь всегда брать с собой фотоаппарат на природу. Очень редко удается случайно снять что-то интересное, но иногда везет. Так однажды удалось поснимать норку европейскую. Были на зимней рыбалке в начале 2013 года, фотоаппарат был с собой. Норка сначала появилась у полыньи, где бил родник, но потом подошла, принюхиваясь, ближе к нам. Не отказалась от пары плотвиц, унесла их на берег и там прикопала в снегу и листве. Потом уже сама залезала в бидон за плотвой и с добычей бежала на берег. Причем снимал я тогда на простую зеркалку — Nikon D3100 со стандартным объективом 18-55 мм. По кадрам можно судить, насколько близко подпускал зверь — на 2-3 метра и даже ближе. Это была удача. С этих съемок я и начал понемногу фотографировать животных. Потом были и еще встречи с норкой, появился неплохой длиннофокусный объектив, но больше так пока не везло.
В июне на съемке жуков-оленей случайно наткнулись на ежа. Начали снимать — еж свернулся в клубок и перекатился на спину. Через некоторое время смотрим: клубок понемногу разворачивается — сначала показался нос, потом лапка. И тут мы поняли: еж уснул. Сделали несколько макрофотографий ежиного носа и, пока он спал, аккуратно вытащили из носа его же иглу, которая сидела там, как заноза.

3
Вадим Балакин
Екатеринбург

фотограф
Это фото было сделано в рамках фототура, какие постоянно ездят на Камчатку. Все группы сопровождает инспектор. Там кордон и территория под колючей проволокой, под электричеством. За эту колючую проволоку можно выходить только с инспектором с ружьем, потому что медведи ходят прямо за ней.
От этих медведей я был достаточно близко, буквально метров двадцать. У меня есть во «ВКонтакте» одна фотография, там сняли, как я лежу. В тот момент не чувствуешь страха: есть какой-то адреналин.
Эти медведи могут пройти в пяти метрах и не обратить на тебя внимания. Они заняты ловом рыбы и только им. В этом заповеднике выросло поколение медведей, для которых люди — не опасность, не враги или добыча, а часть их экосистемы. Медведи совсем не ручные, просто они не замечают людей. Как деревья растут или чайки летают, так и люди постоянно рядом с ними. Там же много народу в сезон, на вертолетах постоянно привозят туристов. В день человек пятьдесят бывает.
Из хищников мы в Патагонии целую неделю снимали пуму, пытались ее поймать и там и сям. Там охраны не было — был только местный гид, который знает все повадки пум и где их искать. Ближайшая пума была от нас метрах в десяти.

4
Вадим Трунов
Воронеж

фотограф
На съемку диких животных могут уйти годы. Животных (особенно некоторые редкие виды) не так просто снимать в дикой природе. Необходимо найти животное в среде обитания, изучить его повадки (время активности, рацион питания), подобрать методику и создать алгоритм съемок для конкретного животного на это время года. Для полноценной истории нужно сделать фото или видео о жизни животного в разные времена года, потому что его поведение меняется. Так что год — это минимум.
Я усложнил задачу и решил не просто снимать животных такими, какие они есть в природе, а вписывать в собственный придуманный сценарий. Животное превращается в актера, только свою роль оно выполняет неосознанно. Для таких съемок нужно два условия: животное должно ко мне немного привыкнуть и не так сильно бояться, а еще должно периодически или часто появляться в одном и том же месте. Чтобы изучить его повадки, я периодически кладу корм в одни и те же места, где оно живет. Зверек находит корм и потом снова прибегает к этому месту. Желательно класть самый вкусный для него корм — какое-нибудь лакомство. Но нужно и самому находиться неподалеку — тогда животное со временем привыкнет к человеку и будет ассоциировать корм с ним. И вот тогда можно приступать к съемкам. С этим животным уже можно работать. Это подготовительный этап, для разных животных он длится по-разному. Но, к сожалению, не всех можно снимать таким способом.
Далее я придумываю сюжет, историю, где есть идея, композиционное построение кадра и, самое главное, алгоритм, чтобы вписать зверя в сюжет с точностью до нужной позы. Для этого я использую корм, запахи от него, предметы и прочие приспособления, учитывая особенности поведения животного.
Необходимо много терпения: даже с привыкшими животными сюжет получается снять не сразу, иногда требуется несколько дней. Во время съемки вести себя нужно крайне спокойно, как можно меньше двигаться, все рассчитать заранее до мелочей. На красоту кадра влияет состояние природы, утренний и вечерний свет, поэтому нужно стараться снимать именно в эти моменты.

Понравилось? Расскажи друзьям!

Текст: Лена Очкова
сценарист по жизни
Задает вопросы.
Instagram: @leno4kova
Верстка: Ольга Голованова
актер по призванию
Задает ритм.
Instagram: @tough_vaflia_street
Другие лонгриды БигПикчи:
ПОДПИШИСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ
Не дадим тебе скучать...
...и голодать. Всем подписчикам — пицца в подарок и другие бонусы от Додо Пицца.

ПОДПИШИСЬ НА нашу рассылку
Всем подписчикам — пицца в подарок и другие бонусы от Додо Пицца.
© 2018 bigpikcha.ru