← На главную
17 апреля 2015 года

Пермь. Город-артхаус

30

Вот мы и проделали половину намеченного пути — позади Калининград, Питер, Великий Новгород, Москва, Нижний и Казань.

Сегодня — Пермь.

Удивительный город, главными «тегами» которого являются два довольно мощных явления — необъятные промышленные зоны (изначально город формировался вокруг медеплавильных заводов, построенных еще по указу Петра I) и экспериментальное современное искусство (с легкой руки местного арт-кумира Марата Гельмана несколько лет назад Пермь стала вместилищем программы «Культурная столица», преобразившей и осовременившей город до неузнаваемости).

Сегодня Пермь — город-феномен, город-артхаус, город диковинных композиций и неожиданных визуальных сочетаний.

Ими и полакомимся.

Город на высоте. Встречает нас лоскутным одеялом из многоэтажек.

Любуемся сверху и идем гулять.

Вот такие дома эпохи XIII-XIX века для Перми явление повсеместное.

К сожалению, в последние годы все больше сталкивающееся с той же проблемой, что и в Нижнем Новгороде, — плановый снос.

С двойной жадностью отхватываем себе в сегодняшнюю коллекцию вот такое причудливое соседство.

Глядишь, завтра его можем уже и не застать.

А вот это местечко приобрело статус культового совсем недавно.

В прошлое воскресенье кадр с этой стеной разошелся по интернету миллионными просмотрами — именно здесь висел тот самый «распятый Гагарин» кисти популярного в Перми художника Александра Жунева. Как сообщили нам местные прохожие, мы опоздали совсем чуть-чуть — возмущенные власти закрасили стену в день накануне нашего прибытия.

А жа-а-а-аль.

Эта стена — часть масштабного городского проекта «Длинные истории Перми», проходившего в 2011 году.

Вкратце: город полон километровых заборов и ограждений (что естественно для промышленных предприятий, коих здесь великое множество). Чтобы все эти необходимые, но, увы, не слишком симпатичные конструкции не вгоняли горожан в тоску, администрация решила силами творческих добровольцев покрыть все это развеселым стрит-артом.

Проект стал в свое время бомбой и реально очень качественно повлиял на облик города: в рамках программы были закрашены более 2000 вот таких вот оградительных секций, оклеены плакатами более тысячи километров страшненьких заборов, а количество шедевров монументальной живописи, покрывших безликие поверхности вокруг промзон, и вовсе не удалось подсчитать еще никому.

Впрочем, с 2011 года великолепие чуток подрастрепалось.

Здесь мы видим кусочек знаменитой работы творческого объединения «Куда бегут собаки». Ребят, стоявших еще у истоков фестиваля — первый раз этот марафон художественного городского благоустройства прошел в Екатеринбурге в 2003 году. Проект уже тогда завоевал кучу федеральных наград, заслужил тьму лестных отзывов и, как видно, успешно покатился по стране внедрять новые визуальные идеи в устаревшие городские пейзажи.

Нам это очень по душе.

Знакомьтесь, Леонид Именных, гордость и радость пермского музыкального андеграунда.

Автор множества удивительных композиций, относящихся к жанру постакадемической музыки.

Проект Леонида Sphaera Octava, перекладывающий на классическое инструментальное звучание современные поп-треки, объединил под своим началом множество талантливых музыкантов, став настоящей гордостью региона.

Еще один шедевр современного урбан-искусства — скульптура-скамейка «Власть» перед зданием Законодательного собрания Пермского края.

Поговаривают, буквы роскошно видны с высоты, при подлете к городу.

Заглядываем в место, откуда по большей части берет истоки творческая жизнь города, — Пермскую арт-резиденцию.

Буквально с порога знакомимся с культовой личностью здешнего арт-сообщества — художником Юрием Лапшиным, автором десятков изумительных работ в сферах живописи, графики, театральных декораций и художественного оформления пространств.

Сейчас Юрий готовится к занятию с детьми, которые проходят в Резиденции едва ли не каждый день.

Вообще, надо сказать пару слов о самой Резиденции.

Основанное в 2011 году, это пространство аккумулировало вокруг себя представителей разных сфер искусства, став своеобразной Меккой для самовыражающихся горожан. Здесь проходят выставки и мастер-классы для детей, ставятся спектакли, проводятся перформансы и дискуссионные вечера. Иными словами, здесь всегда что-то интересное.

Мы вот попали на занятие по художественной росписи деревянной мебели, где прям на наших глазах старый стул превратился в новый крутой объект современного промдизайна.

Продолжаем заводить знакомства.

Наверное, этого персонажа многим представлять не придется. Эльнар Мансуров — тот самый легендарный пермский путешественник с головой медведя, звезда инстаграма и любимец Рунета.

Впрочем, «обезглавленным» его можно увидеть нечасто, так что мы по праву горды собой и этим кадром.

Перемещаемся в еще одну пермскую обитель красоты и высоких материй — Пермский театр оперы и балета им. П.И. Чайковского.

Забираемся в скрытые от зрительских глаз закрома театра, чтобы поймать самые волнительные моменты спектакля — подготовку к выходу на сцену.

Театр уникальный: одним из основных творческих принципов является освоение всего наследия композитора Петра Ильича Чайковского, уроженца Прикамья. Пермский театр оперы и балета — единственный в России, где были поставлены все его сценические произведения: 10 опер и 3 балета.

Впрочем, программа театра включает не только произведения Петра Ильича — сегодня перед нами «Жизель» Адольфа Адана.

Вдохновившись увиденным, отправляемся глубже изучать танцевальные традиции пермяков.

Репетиции в театре происходят ежедневно, без выходных и праздников.

Для всех присутствующих здесь балет — это и есть жизнь.

Награда неутомимым балеринам одна: труппа Пермского театра оперы и балета им. Чайковского — одна из самых популярных в России, они успешно гастролируют по стране и за рубежом под маркой «Чайковский-балет».

К слову, ребята успешно выбрались и за пределы континента — с 2008 года в США с аншлагами проходят постановки оперы «Мазепа» уже в лице оперной труппы театра (под названием «Чайковский-театр»).

И еще кое-что из рубрики «на минуточку».

Федеральная газета «Культура» недавно решила подвести итоги ушедшего театрального сезона. Для этого они обратились к 25 самым авторитетным обозревателям центральных изданий и ведущим независимым музыкальным и балетным критикам с просьбой назвать главные события сезона, тенденции, дебюты и, наконец, главную персону.

Как вы уже догадались, в здешнем полку прибыло: именно Пермский театр оперы и балета был назван «театром сезона», а его художественный руководитель Георгий Исаакян — «персоной сезона».

Девушки (внимание!) отдыхают в перерыве репетиции. Да-да.

Покидаем возвышенные пространства балетной школы и направляемся изучать «варварское искусство». От которого меж тем дух захватывает ничуть не меньше.

Перед нами тот самый Александр Жунев, автор удаленного намедни космонавта, на фоне самой первой своей работы — портрета Есенина.

По сложившейся уже традиции настырно лезем «в душу» — рассматриваем мастерскую художника.

Есенин, срисованный с почтовой марки, принес тогда еще никому не известному автору-самоучке славу на весь регион.

Сейчас Александр безостановочно работает сразу над несколькими городскими проектами, благо современное монументальное искусство по-настоящему котируется в Перми.

Удаленный со стены, но обретший уже всероссийскую славу космонавт, что называется, улетел, но обещал вернуться — уже в качестве принта на футболках и персонажа нескольких авторских проектов.

А это еще одна знаменитая стрит-арт-достопримечательность Перми: электрораспределительные щитки «Братья Пилоты» авторства местного граффити-умельца Олега Иванова.

Чудеснейший арт-объект — дань памяти покойному мультипликатору Александру Татарскому, автору картин «Следствие ведут Колобки», «Падал прошлогодний снег» и «Пластилиновая ворона», кумиру не одного поколения россиян.

Немного городских баек. Перед нами, пожалуй, самая плодотворная по части слухов достопримечательность города — могила проклятой дочери.

В общих чертах: дочь какого-то там пермского исправника вопреки воле родителей влюбилась в солдата и родила от него. Родной отец проклял ее и выгнал из дома вместе с ребенком. Каким-то образом несчастная умерла: кто говорит — покончила с собой, кто — от голода, в общем, некий провал в этом месте. Похоронили ее за церковной оградой с вот таким вот надгробием, а дочка осталась на попечение какой-то тетке. Дочка выросла. А спустя некоторое время вернулся ничего не подозревающий солдат, да и не будь дурак влюбился в собственную дочку и женился на ней. Да еще и новых детей умудрился заделать.

Дальше то ли они все разом поумирали от таких кровосмесительных мракобесий, то ли по очереди, но суть одна — все сделались прокляты, мертвы и похоронены вот в этом месте.

Теперь тут всякую нечисть вечно выискивают и рассказывают слухи о том, как надгробие по городу гуляет (почти как камень с могилы Гоголя).

Мы чего-то поежились и решили пойти отсюда куда-нибудь подальше.

По пути наткнулись на лежбище песиков.

Музей пермской артиллерии. Именуется еще часто «Мотовилихские заводы» — собственно, в честь медеплавильных заводов Петра I, где вся эта артиллерия отливалась.

Тут тебе и всякие пушки-колокола, и артиллерийские орудия, и боевая техника, и прочие внушительные по размерам штуковины.

Дети в восторге, как всегда.

Спускаемся к набережной реки Камы.

Говорят, здесь мертвая зона и связь не ловит. Смотрим на все пять отделений у своей тестовой Йоты и реально не понимаем, как они все это дело провернули.

Все ловит, отвечаем.

А вот этот дом запомнится поклонникам современных отечественных сериалов — именно здесь было снято множество эпизодов тех самых «Реальных пацанов».

По-пацански заглядываем в «падик». Ловим немножко красоты (не по-пацански, увы).

Напоследок не можем остановиться и делаем кадр самой популярной в Перми достопримечательности — огромной буквы П, она же знаменитая инсталляция «Пермские ворота».

Автором неимоверной конструкции из 5200 бревен стал известный российский лэнд-художник Николай Полисский, создавший в свое время большую часть работ для арт-деревни Никола-Ленивец.

Буквы, ставшие уже негласным символом современной Перми, и впрямь выглядят потрясно.

Побольше бы всем такого.

Солнце красиво прячется за чертой города — пора и нам туда.

Поджидаем своего нового Blablacar-спутника и отправляемся дальше.

Завтра нас ждет столица Зауралья, город-ньюсмейкер Екатеринбург, где мы уже намутили себе кучу интересного.

Подглянуть краем глаза, что именно, по-прежнему можно тут :)

Скоро увидимся ;)