← На главную
20 апреля 2015 года

Екатеринбург и его внутренние миры

34

Две недели путешествия за плечами.

Буквально вчера мы расстались с Пермью, выходные встречаем уже в Екатеринбурге — городе-легенде, столице Урала, четвертом по численности населения миллионнике России, главном промышленном и транспортном узле всей восточной части страны.

Рассказы путешественников, делившихся с нами впечатлениями о городе, сходились в двух ключевых моментах: погода и суперинфраструктура.

С первым, говорят, все сложно. Для Екатеринбурга не существует «правильного» времени посещения — то льет дождь, то метет пурга, то слякоть, то пекло, то обязательно что-нибудь еще. Выглядываем в окно — похоже, не врут, надвигается буря. Уже третья на нашем пути (см. Великий и Нижний Новогород), считаем ее уже своей доброй спутницей.

Второе приятней. Если постараться не обращать внимания на неподвластные человеку вещи, то можно обнаружить, что внешне Екатеринбург и впрямь выглядит как современный европейский город. Широкие проспекты, гигантские торговые центры с элегантной архитектурой, новехонькие высотки, развитая система общественного транспорта и вообще куча всего, что делает жизнь города приятной для горожан.

Если просмотреть еще разок всю хронику нашего путешествия, очевидным станет одно общее явление: в России не на шутку разошлась стрит-арт-культура.

Творения уличных мастеров становятся все более сложными, масштабными, а мастерство их исполнения оставляет термин «вандализм» где-то совсем в других измерениях.

Стрит-арт сегодня — настоящее авторское искусство. И Екатеринбург в этом смысле знаковый город: именно его можно по праву считать местом зарождения и настоящего расцвета стрит-арта в России.

Чтобы узнать об этом поподробней, мы отправляемся на встречу с одним из главных городских героев граффити-культуры — Евгением Фатеевым.

Евгений — создатель старейшего в России фестиваля стрит-арта «Стенограффия», участие в котором ежегодно принимают самые именитые представители мирового стрит-арт-сообщества. За годы существования фестиваль подарил городу не один десяток работ, ставших уже неотъемлемой частью городской культуры.

Что важно: участники фестиваля никогда не получают гонорары за шедевры, созданные в рамках фестиваля. Художникам оплачивают питание, проживание и материалы, но не выдают гонорары. В этом часть негласного кодекса фестиваля — искусство здесь свободно от коммерции, ангажированности и прочих ограничений.

Офис агентства Street Art, являющегося организатором фестиваля.

Любопытна история создания агентства: в далеком 2009 году двое адептов уличной культуры Екатеринбурга замыслили создать сайт, посвященный городскому стрит-арту. Замахнулись на большой проект да как-то выяснили, что на вот прям полноценный сайт работ в городе пока не хватает. Ребят это не остановило, а лишь подзадорило: так в 2010 году зародился первый фестиваль уличного искусства «Стенограффия».

Ну ребята по традиции и тут решили не мелочиться, фестиваль моментально обрел всегородской размах, а их творческий дуэт быстро оброс командой умельцев в области дизайна, арт-директинга и менеджмента. Так и появилось крутейшее в городе арт-рекламное сообщество, замкнувшее на себе все около-стрит-арт-проекты в Екатеринбурге.

Что до нас — лучших проводников по неочевидным городским достопримечательностям нам просто было не сыскать. Падаем на хвост и внемлем.

Макаровский мост, пролегающий над рекой Исеть, уже никто в городе не именует иначе как «Домино».

Концептуальную окраску мосту придал известный на всю страну уличный художник, уроженец Екатеринбурга, Тимофей Радя. По словам самого Евгения — лучший пример урбан-арта во всей России.

А это памятник — индикатор настроения екатеринбуржцев.

В основе его — сложный вычислительный механизм, который анализирует активность горожан в соцсетях и по результатам выдает шкалу их настроения. Долгое время шкала была зеленой только вечерами пятниц, потом, поговаривают, мэрия что-то подкрутила, и шкала стала зеленой перманентно.

А сейчас индикатор и вовсе не работает.

Но штука классная, нам понравилось.

Еще один любопытный объект на нашем пути. Первая в Екатеринбурге лэнд-инсталляция — «Клавиатура». Симпатичный объект был создан 10 лет назад в рамках фестиваля «Длинные истории Екатеринбурга» по проекту местного автора Анатолия Вяткина.

Любопытно, как этот памятник цифровой эпохе повлиял на восприятие окружающего его пространства. Так, расположенный поблизости старинный каменный дом теперь называют не иначе как «системный блок», реку Исеть стали писать как «I-сеть», а совсем скоро силами горожан поблизости и вовсе расположится памятник модему.

Еще одна стрит-арт-гордость — «Сизифов труд», работа известнейшей украинской команды «Интересные сказки». К сожалению, капризная екатеринбургская погода изрядно потрепала шедевр, которым совершенно оправданно гордится весь город, а потому наш проводник Евгений и его ребята собирают средства на его восстановление.

Если захочется приложить руку к чему-то светлому, доброму, но, увы, не вечному — это можно сделать здесь.

Напоследок поймали миниатюру «Екатеринбург для девочек» — красивые юноши и возвышенное искусство в одном кадре.

Закруглившись с дневной программой (низкий поклон Евгению и его ребятам), мы направляемся провести вечер в компании самых нашумевших театралов города (а то и страны) — команды «Коляда-театр».

Театр получил название в честь Николая Коляды, уральского актера, режиссера и драматурга. Яркие, эксцентричные и неожиданные пьесы театра вот уже не первый год с успехом идут по всей России и даже за рубежом (труппа гастролирует в Италии, Франции, США, Канаде, Австралии и других странах).

Но только в Екатеринбурге у Каляды есть своя сцена, на которой он уже 10 лет ставит свои авторские прочтения Шекспира, Чехова, Пушкина, Гоголя и ряд собственных пьес.

Само здание театра — настоящий музей прикладного искусства.

За годы постановок в интерьерах здания скопилось невероятное количество реквизита — от афиш до рукотворных кукол и старинной утвари.

В общем, место — огонь.

Чувствуем себя в гостях у гоголевского Плюшкина — чего только здесь не обнаружишь!

Тем временем в фойе собирается екатеринбуржская интеллигенция.

Сегодня вечером нас ждет как раз одна из авторских постановок — новое творение Николая Коляды «Большая советская энциклопедия».

Гости рассаживаются. Небольшой зал, вмещающий чуть больше сотни человек, почти на всех постановках заполняется до отказа.

Актриса театра Анна Данилина в гримерке готовится к выходу на сцену.

Начало не оставляет сомнений: будет нечто.

«Большая советская энциклопедия» — новая, совсем недавно написанная пьеса Николая Коляды отсылает к самым важным, сложным и тревожным вопросам, которые меж тем время от времени затрагивают каждого человека — смерть, совесть, благородство, любовь, уважение и место человеческой личности в не зависящих от нее обстоятельствах.

Трагикомедия в двух частях описывает ситуацию, произошедшую в одной пустой, разгромленной квартире, где после смерти бабушки волей случая оказались три человека — родственники усопшей. Их взаимоотношения и есть основа спектакля: кому достанется в наследство все, что было нажито? И как вообще можно оценить это все?

В зале звенящая тишина, спектакль смотрится на одном дыхании.

Постановка негромкая, камерная, в ней все строится лишь на актерах, их невероятном мастерстве и харизме.

Зал аплодирует стоя. Мы — абсолютно искренне — тоже.

Замолкаем в почтении и отправляемся в хостел. Такое надо переспать.

Ребята из сети Like, с которыми мы и впрямь уже сроднились за время своего Бигшествия, продолжают радовать нас уютными интерьерами, удобным расположением и душевным отношением.

Зря гонят на отсутствие гостеприимного сервиса в России — он есть, не надо.

После вчерашнего полного погружения в культурную жизнь решаем сегодня не мудрствовать и просто прогуляться по центру.

Как видно, это тоже весьма нескучная затея :)

Весьма.

Любовь и голуби. Местная площадь Сан-Марко.

Нам нравится :)

Доходим до еще одной городской достопримечательности — небоскребу «Высоцкий», самому высокому зданию города.

Любуемся открывающимся со смотровой площадки видом.

Несмотря на то что Екатеринбург уступает по численности населения лишь Москве, Питеру и Новосибирску, сама территория города сравнительно невелика — протяженность с севера на юг составляет всего 28 километров.

Погода продолжает «шептать», создавая креативные укладки местным красавицам.

Мы спускаемся вниз и продолжаем наслаждаться городскими пейзажами.

Сегодня в городе очень красиво. Инфернальные тучи и проскакивающие сквозь них лучи солнца — настоящая фоторадость.

Городские витрины повсеместно заклеены голубой пленкой, историю происхождения и распространения которой нам так и не удалось выяснить.

Екатеринбург, и без того подаривший нам множество красочных кадров, увенчал наше знакомство вот такой вот радугой.

Замечательный все-таки город. Мы прям тронуты.

Любуемся последними погодными причудами и направляемся в офис «Связной Трэвел» покупать билет на поезд: все-таки преступление — проехать всю Россию и не испытать романтики железных дорог.

Покупка занимает две минуты, и вот мы уже направляемся на вокзал.

Спасибо, Екатеринбург, ты прекрасен.

Завтра Омск, российский город-сад с причудливыми памятниками и красивейшими (как обещают) девушками.

Нельзя нам такое пропускать, да и вам не советуем. Так что увидимся :)