Расскажи друзьям

Чарльз Диккенс: больше чем писатель

7 февраля родился один из самых знаменитых англоязычных романистов, прославленный создатель ярких комических характеров и социальный критик — Чарльз Диккенс. Он был своего рода рупором овладевшего Англией всеобщего вдохновения, порыва и опьяняющего энтузиазма, звавшего всех и каждого к высоким целям. Его лучшие труды являются восторженным гимном свободы, и, как говорил Честертон, всё его творчество сияет отраженным светом революции.

Проза Диккенса пронизана остроумием, повлиявшим на оригинальность национального характера и образа мышления, известного в мире как «английский юмор». Именно Диккенс открыл для литературы и поэтизировал мир трущоб и нравы их обитателей. Сочувствуя героям, он приводит действие к благополучному финалу, который вознаграждает их за страдания и унижения. Сегодня исполняется 208 лет со дня рождения писателя, и мы решили узнать, чем пронизана мудрость этого гения.

1. Родился будущий прозаик в 1812 году в многодетной семье портового чиновника. Читать маленький Чарльз научился рано — не по годам развитый, он с жадностью прочитал всю домашнюю библиотеку дешевых изданий.

2. Чарльз рано узнал нищету: когда в 1822 году его отец был переведен на службу в Лондон, семья Диккенса была вынуждена ютиться в ужасных условиях. И будучи одним из старших детей, ему пришлось бросить школу и начать зарабатывать на жизнь: он закладывал серебряные ложки, распродавал любимую библиотеку, был мальчиком на побегушках.

3. 1824 год стал для Диккенса переломным, когда, проработав на фабрике ваксы чуть более 4 месяцев, 12-летний Чарльз точно решил для себя, что пора выбиваться в люди. Работая младшим клерком в одной из адвокатских контор, Диккенс начал усердно восполнять пробелы в образовании — изучать стенографию, а по достижении 18 лет стал завсегдатаем Британского музея. Впоследствии это позволило ему стать независимым репортером суда, а позже (с 1832 года) и репортером The True Sun и The Mirror of Parliament.

4. В 1832 году начинают выходить беллетристические очерки о жизни и характерных типах Лондона, а чуть позже Дж. Хогарт, издатель The Evening Chronicle и будущий тесть Диккенса (весной 1835 года он обручился с его дочерью — Кэтрин Хогарт), просит написать ряд очерков о городской жизни.

5. И к 24-летию Диккенса 7 февраля 1836 года впервые свет увидел сборник «Очерки Боза» (в свое время Диккенс писал под псевдонимом Боз, прозвищем младшего брата Диккенса — Мозеса). И пусть в еще не до конца продуманных, но бесконечно талантливых очерках уже был виден дар юного автора и обозначены основные диккенсовские мотивы: улицы Лондона, суды и адвокаты, тюрьмы, Рождество, парламент, политики, снобы, сочувствие бедным и угнетенным.

6. После выхода очерков Диккенс становится автором комической эпопеи в 20-ти выпусках о клубе чудаков совместно с известным карикатуристом Р. Сеймуром — «Посмертные записки Пиквикского клуба», однако их первый выпуск особым спросом не пользуется. А когда до появления второго выпуска Сеймур кончает жизнь самоубийством, вся затея и вовсе оказывается под угрозой. Недолго думая, Диккенс сам находит молодого художника Х.Н. Брауна, известного под псевдонимом Физ, и к концу издания «Посмертных записок Пиквикского клуба» каждый выпуск расходится в количестве 40 000 экземпляров. Именно эта книга раскрыла дарование Диккенса как создателя гротескных характеров англичан, приправленных сатирой и грубым фарсом.

7. В январе 1837 года Диккенс возглавляет новый ежемесячник «Альманах Бентли», и в феврале того же года в нем появляются первые главы «Оливера Твистера». Попутно также выходят и очередные выпуски «Посмертных записок Пиквикского клуба», а также либретто комической оперы, два фарса и книга о жизни знаменитого клоуна Гримальди. В этот же год у Диккенса рождается первый ребенок — Чарльз-младший.

8. От комических записок Диккенс спустился в темный мир ужаса, прослеживая в «Оливере Твисте» взросление сироты — от работного дома до преступных трущоб Лондона. Достоверность картин жизни социально отверженных и нескрываемое сострадание к героям, на которых обрушивается немилость судьбы, поражают в его романах, подчас носящих автобиографический характер.

9. В 1837 году Диккенс принимает у себя Д. Форстера — театрального критика газеты «Экзаминер», ставшего его другом на всю жизнь, советчиком по литературным вопросам, душеприказчиком и первым биографом. С ростом благосостояния и литературной известности укреплялось и положение в обществе — в том же году он становится членом клуба «Гаррик», а в июне 1838-го — знаменитого клуба «Атенеум».

10. Тем не менее из возникающих трений между Бентли и Диккесном последний был вынужден отказаться от работы в «Альманахе». При содействии Чапмана и Холла он начал издавать еженедельник «Часы Мистера Хамфри». В нем были напечатаны «Лавка древностей» и «Барнаби Радж», после чего измученный обилием работы Диккенс прекратил выпуск «Часов Мистера Хамфри», и в январе 1842 года супруги Диккенс отправились в Америку, путешествие по которой было омрачено растущим негодованием Диккенса по поводу американского литературного пиратства и невозможности бороться с ним.

11. Вернувшись в Лондон в июле 1845 года, он погрузился в работу над изданием либеральной газеты «Дейли ньюс», однако конфликты с ее владельцами вскоре заставили Диккенса отказаться от этой работы. Разочарованный Диккенс решил, что с этого времени его оружием в борьбе за реформы станут книги, а также начал принимать участие как режиссер и актер в благотворительных любительских спектаклях. А в 1849 году приступил к самому популярному из всех диккенсовских романов, любимому детищу самого автора, более других связанному с биографией писателя — роману «Дэвид Копперфилд», сквозная тема которого — непокорное сердце героя — причина всех его ошибок.

12. В конце 1850 года Диккенс совместно с Булвер-Литтоном основал «Гильдию литературы и искусства для помощи нуждающимся литераторам». Через год писатель начинает работу над «Холодным домом», где Диккенс достигает вершин как сатирик и социальный критик, мощь писателя проявилась во всем своем мрачном блеске. И хотя он не утратил чувства юмора, его суждения становятся более горькими, а видение мира безрадостным.

13. Произведения писателя имели огромный успех, и, дабы подкрепить это, Диккенс ездит с публичными чтениями по Англии и Парижу. К сожалению, обилие работы сказывалось на здоровье писателя — после каждого чтения почти отнималась левая рука и нога. Но он, не обращая внимания на угрожающие симптомы, отправляется в большое турне по Америке — честолюбивая натура писателя требовала восхищения и восторгов публики.

14. После короткого летнего отдыха он начал новое турне. Но в Ливерпуле в апреле 1869 года после 74 (!) выступления его состояние ухудшилось. Несколько оправившись в тишине и покое Гэдсхилла, Диккенс начал писать «Тайну Эдвина Друда», планируя 12 ежемесячных выпусков, и убедил своего врача разрешить ему 12 прощальных выступлений в Лондоне. «Эдвин Друд», первый выпуск которого появился 31 марта, был написан лишь до половины. 8 июня за ужином писателя разбил удар, и на следующий день около 6 вечера он умер. На закрытой церемонии, состоявшейся 14 июня, тело его было погребено в «Уголке поэтов» Вестминстерского аббатства.

Диккенс о правде и лжи

  • Есть ложь, на которой люди, как на светлых крыльях, поднимаются к небу; есть истина, холодная, горькая… которая приковывает человека к земле свинцовыми цепями.
  • Правда всегда отважна.
  • Ложь, откровенная или уклончивая, высказанная или нет, всегда остается ложью.

Диккенс о детях

  • В тех крохотных мирах, в которых живут дети… ничего не ощущается так тонко и не чувствуется так остро, как несправедливость.
  • — У вас, кажется, есть сын? — спросил мистер Домби.
    — Четверо их, сэр. Четверо и одна девочка. Все здравствуют.
    — Да ведь у вас едва хватает средств их содержать? — сказал мистер Домби.
    — Есть еще одна штука, сэр, которая мне никак не по средствам.
    — Что именно?
    — Потерять их, сэр.

Диккенс о любви

  • Любящее сердце стоит больше, чем вся мудрость на свете.
  • Кому суждено встретиться с нами в жизни, с теми мы непременно встретимся, какими бы сложными и далекими путями ни шли они. И как нам назначено поступить с ними или им с нами, так все и свершится.
  • Всякое расставание — предвестник последней разлуки.
  • Искреннюю, глубокую любовь выразить нелегко. Голос ее тих. Она скромна и застенчива, скрывается от наших взоров и готова ждать, бесконечно ждать. Так зреет плод. Годы летят быстро, жизнь склоняется к закату, а она все еще созревает в тени. Такова истинная любовь.
  • Любовь — интереснейшая и самая простительная из всех человеческих слабостей.

Диккенс о жизни

  • Есть моменты, когда невежество есть благо.
  • Живой человек, лишенный разума, — страшнее, чем мертвец.
  • Нам дана жизнь с непременным условием храбро защищать ее до последней минуты.
  • Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
  • Не всегда высоко то, что занимает высокое положение, и не всегда низко то, что занимает положение низкое.
  • Чересчур хорошая жизнь часто портит характер так же, как чересчур обильная еда портит желудок, и в этих случаях как тело, так и душу с успехом исцеляют лекарства не только неприятные, но даже противные на вкус.

О книгах

  • Из всех изобретений и открытий в науке и искусствах, из всех великих последствий удивительного развития техники на первом месте стоит книгопечатание.
  • Литература… обязана быть верной народу, обязана страстно и ревностно ратовать за его прогресс, благоденствие и счастье.

Смотрите также: Старая, старая сказка

Рубрики: знаменитости

Самые горячие темы

Система Orphus